Ма-джонг

Ма-Джонг (или Мацзян) — это увлекательная азартная игра, очень напоминающая покер, до недавнего времени широко распространённая в Китае и Японии, а теперь и во всем мире.

Игровой комплект состоит из 136 фишек, в числе которых по четрые экземпляра каждого вида:
три масти — Символы, Бамбук и Точки, нумерованные от одного до девяти;
четыре Ветра — Восточный, Южный, Западный и Северный;
три Дракона — Белый, Зелёный и Красный.
Фишек каждого из этих типов в наборе по 4 штуки.

Существует вариант игры с использованием дополнительных костей:
Сезоны (весна, лето, осень и зима — по 1 шт.)
Цветы (хризантема, слива, бамбук и орхидея — по 1 шт.)

Играют в маджонг, как правило, вчетвером, хотя существуют различные вариации игры.

Классический Маджонг
Это наиболее распространенная вариация игры в Маджонг на четырех человек.

Игра ведётся всем набором из 136 костей. Каждая из трех мастей — Бамбук, Точки и Символы — имеет ценность от единицы до девятки. Таким образом, три масти определяют 27 видов костей, по 4 кости каждого вида, что в сумме даёт 108.

Кроме этого, есть ещё четыре Ветра - Восточный, Южный, Западный и Северный, а также три Дракона - Красный, Зелёный и Белый.

Основные термины
Панг: три одинаковых фишки. Может быть собран либо в закрытую (игрок самостоятельно взял фишку со стены), либо в открытую, взяв со стола фишку, выложенную другим игроком.
Например, панг красных драконов, панг шести бамбуков.

Конг: четыре одинаковых фишки. Аналогичен пангу.
Например, конг красных драконов, конг шести бамбуков.

Чоу: три последовательные фишки одной масти (точки, бамбуки, символы).
Например, 3, 4 и 5 точек или 1, 2 и 3 бамбуков.
Может быть собран либо в закрытую, когда игрок самостоятельно взял костяшку со стены, либо в открытую, взяв со стола фишку, выложенную другим игроком, но только на собственном ходу, то есть если от фишки отказывался предыдущий (левый) игрок. Панг или конг, объявленные другими игроками, имеют приоритет перед чоу.

Просящая рука: ситуация когда у игрока не хватает одной фишки до победы.

Маджонг: выигрыш одного из игроков.
Собранная комбинация из 14 фишек, состоящих из чоу, пангов и завершающей пары.

Ничья: разобрана вся стена, но никто из игроков не собрал маджонг. В некоторых версиях возможны ничейные исходы и при возникновении других игровых ситуаций.

Ветра игроков (собственные Ветра)
В начале игры необходимо определить, какие Ветра соответствуют игрокам (далее собственные Ветра). Для этого все игроки бросают 2 игральные кости (зары), и игрок с наибольшими очками становится разыгрывающим. Его Ветер — Восточный, для игрока справа от него собственный Ветер — Южный, следующий за ним игрок — Западный, и четвертый игрок — Северный. Перемена собственных Ветров происходит после каждого раунда, если только не побеждает разыгрывающий (Восточный Ветер).

Игра начинается с Восточного раунда. Ветер раунда меняется после того, как каждый игрок побывал на востоке, т.е. побывал разыгрывающим. Соответственно, длина раунда не может быть меньше 4-х сдач.

Собственные Ветра связаны с Цветами, обычно 1-ый цветок с Востоком, 2-й с Югом, 3-й с Западом, и 4-й с Севером.

Сдача
Все фишки переворачивают к верху рубашкой и перетасовывают. После этого каждый игрок складывает фишки перед собой в два этажа.

При 144 фишках: два этажа по 18 фишек для всех игроков.

Игрок Восточного Ветра бросает две игральных кости и подсчитывает сумму. Отсчет ведется против часовой стрелки начиная с Востока определяется разбираемая стена. Начинаясь с ее правого края, отсчитывается полученный результат, и фишки на которые он выпал, вынимаются из стены и ставятся справа.

Восток берет блок из 4 фишек слева от вынутых фишек. Игрок справа от него берет следующие 4 фишки, и остальные игроки (против часовой стрелки) берут блоками по 4 фишки (по часовой стрелке), пока все игроки не имеют по 12 фишек. Затем Восток берет 2 фишки, а остальные игроки по одной.

Сдача закончена и новые фишки, будут браться со стены, с места окончания раздачи по часовой стрелке. В некоторых специальных случаях, о которых скажем позже, фишки берутся с другого конца стены, обычно называется свободной стеной (иногда мертвой стеной).

Процесс сдачи фишек представляет собой ритуал, и в то же время комплекс мер для предотвращения обмана.

Игра
Итак, каждый игрок получает при раздаче 13 фишек. У Востока их 14. Ход состоит из того, что игрок берет фишку со стены (или с середины стола, из тех которыми уже походили). Далее он выкладывает костяшку лицом к верху на стол, это говорит о сделанном ходе и очередь переходит к игроку справа. Считается хорошим тоном объявлять вслух название выкладываемой кости. Большинство версий требуют, чтобы фишки, которыми сделали ход (выложили в середину стола), были аккуратно уложены.

Когда игрок делает ход, другой игрок может объявить о взятии выложенной фишки для окончания какой-то своей комбинации. В зависимости от типа комбинации, эту выложенную фишку может взять либо игрок сидящий следующим по кругу (если это Чоу) либо любой игрок за столом, если эта фишка является окончанием для Панга, Конга или собственно Маджонг. Минусом такого хода является то, что игрок должен теперь показать законченную комбинацию другим игрокам, давая им информацию относительно того, что он собирает. Так как комбинации собранные в закрытую, стоят дороже, но как правило собираются дольше, возможность взятия выложенной фишки, является одним из моментов определяющим стратегию игры.

Фишки цветов и сезонов
Когда игрок получает фишку с цветком или с сезоном, он должен сразу взять фишку со свободной стены, или, если таковая отсутствует, с конца стены. Фишки с цветами или сезонами полученные игроком, должны быть выложены перед ним вверх лицом. В начале каждого раунда, где два или больше игроков могут иметь фишки с цветами, они заменяются, начинаясь с Востока и перемещаясь направо. В разных версиях значение фишек с цветами и сезонами различно, они могут вообще не иметь ценности, а в других версиях, владение всеми цветами или сезонами, автоматически приводит к выигрышу раунда независимо от фактического содержания руки.

Подсчет очков
Игрок, завершивший комбинацию из четырех групп по три либо четыре кости, берет из стены последнюю недостающую кость и объявляет «Маджонг», то есть он становится победителем и получает при этом 20 очков. Последняя взятая из стены кость, за исключением свободных, приносит ее обладателю 2 очка. Также 2 очка приносит и кость, которая служит единственным вариантом в следующих вариантах:
    - если она является единственно возможным вариантом к одиночной кости
    - завершает в середине определенную последовательность костей Чоу
    - завершает последовательность ЧОУ, открытую только с одного конца:12 или 89

Подробные варианты комбинаций за которые начисляются очки, показаны ниже.

Для всех игроков

  • Чоу (простая последовательность) не обладает никакой ценностью и приносит ее обладателю 0 очков
  • Пара одинаковых Драконов - 2 очка.
  • Пара собственных Ветров - 2 очка.
  • Пара преимущественных Ветров - 2 очка.
  • Цветок или Сезон - 4 очка.

Открытые комбинации
(одна из костей взята с кона и комбинация выложена на стол)

  • Панг минорных костей - 2 очка.
  • Панг мажорных костей - 4 очка.
  • Конг минорных костей - 8 очков.
  • Конг мажорных костей - 16 очков.

Закрытые комбинации (все кости взяты со стены)

  • Панг минорных костей - 4 очка.
  • Панг мажорных костей - 8 очков.
  • Конг минорных костей - 16 очков.
  • Конг мажорных костей - 32 очка.

Кроме того, в игре Ма-Джонг существуют и удвоения набранных очков. Это возможно в случаях, когда игрок имеет на руках следующие комбинации:

  • Панг (Конг) Драконов
  • Панг (Конг) собственного ветра
  • Панг (Конг) преимущественного Ветра (Ветер раунда)
  • Чистая масть (с Драконами и Ветрами)
  • Чистая масть без Драконов и Ветров - удвоение трижды
  • Присутствуют только мажорные кости
  • Присутствуют только минорные кости
  • Только Ветра и Драконы (нет мастей) – ценная комбинация, которая трижды удваивает набранное количество очков
  • Собственный Цветок
  • Собственный Сезон
  • Полный букет (все четыре Цветка или Сезона) – данная комбинация дважды   удваивает очки игрока
  • Комбинация завершена последней допустимой костью - 15ой с конца Стены, не считая Свободных Костей
  • Совершено ограбление Открытого Конга
  • В руке игрока два Панга (Конга) Драконов и пара Драконов
  • В руке игрока три Панга (Конга) Ветров и пара Ветров

Также очки удваиваются и в случаях, когда игрок не имеет ни одной последовательности (не имеет Чоу) или же не имеет ни одного очка во всех набранных комбинациях (то есть у него на руках мизер). Удвоение проводится и для игроков, сразу открывающих у себя Просящую Руку. При этом игрок, сделавший это, далее не участвует в игре, и ему приходится ждать лишь выхода последней кости для завершения своего Маджонга, сноса костей и взятие их со стены он при этом также не производит.

Ваша корзина пуста